Многие учителя настаивают, чтобы родители делали уроки с ребенком, контролируя его. Другие учителя, психологи возражают, что лучше сразу доверить ребенку эту ответственность. Как же быть?
Родители делают домашние задания вместе с ребенком по следующим причинам:
— домашняя работа ребенка для родителя важнее очень многих вещей, которые он мог бы сделать в это время,
— очень важно, чтобы домашнее задание было сделано без ошибок,
— он не верит, что ребенок справится сам,
— он беспокоится, что неправильно сделанная домашняя работа может привести в долгосрочной перспективе к неусвоению материала.
При этом подходе нередки трудности при самостоятельном выполнении заданий в школе, «ошибки по невнимательности», слабый интерес ребенка к учебе, неуверенность в себе, низкая самооценка, высокая тревожность. Ребенок легко перенимает отношение к учебе как к сверхценности, и тревога за ошибки мешает ему сосредоточиться. Постоянная помощь приводит к формированию «синдрома выученной беспомощности», не позволяет ребенку развивать внимание и контроль. Родитель рискует надолго остаться ответственным за учебные дела.
Родитель, оставляющий вопрос домашних заданий полностью на усмотрение ребенка, часто считает, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с заданиями, ребенок должен сам обратиться за помощью, успеваемости не стоит придавать слишком большого значения, у него слишком много важных дел, чтобы заниматься еще и уроками.
Основные проблемы, с которыми сталкивается ребенок при таком подходе:
— безучастность родителей расценивается как знак неважности школьных дел,
— ребенок не в силах сесть за уроки и не знает, с чего начать,
— он не анализирует свои ошибки, не усваивает темы, создает видимость учебы, списывает решение, углубляя разрыв между тем, что от него требуется по программе и тем, что он способен сделать самостоятельно.
Также могут остаться незамеченными специфические индивидуальные проблемы ребенка, требующие коррекции с помощью специалистов.
Как же быть?
Оптимальный подход — посередине. Помощь родителей нужна, но какая?
1. Эмоциональная поддержка. После насыщенного школьного дня важно уловить настроение ребенка, озвучить его, и дать ему возможность рассказать о том, что его волнует, не оценивая его рассказ и не перебивая советами. Попробовать понять, что он чувствует, что переживает, чего хочет.
2. Помощь в организации и планировании времени. Вместе определите, в какое время работоспособность и концентрация внимания ребенка максимальные. Напоминайте, когда время, определенное им для начала работы, настало, сформируйте привычную схему входа в работу (приготовление необходимого, определение порядка выполнения заданий).
3. Составьте для ребенка подробный алгоритм действий (возможно, в картинках). Проговаривайте его сначала сами, потом вместе с ребенком, затем он делает это сам вслух, потом про себя. Проработайте алгоритм поиска информации — в учебнике, на образовательном портале и т.д.
4. Формируйте у ребенка здоровое отношение к ошибкам: ошибка — это не катастрофа, но интересно понять, почему она случилась.
5. Помогите ребенку определить ведущий канал информации (зрительный, звуковой или кинестетический). Подскажите, какие техники запоминания будут наиболее эффективны (таблицы и текст, звучащие лекции или переписывание главных тезисов от руки).
6. Научите его распределять проблемы по сложности — с какими он справится сам, а какие требуют вашего участия.
Эти действия помогут ребенку стать самостоятельнее и увереннее, относиться к домашней работе более осознанно, принять на себя ответственность за образовательный процесс и работать эффективно.
Автор:
Ирина Катин-Ярцева, детский психолог
Если вы хотите получать больше статей по воспитанию детей, подписывайтесь на проект: https://goo.gl/Jgc1VY