Переходный возраст: почему подростки ведут себя неадекватно и что с этим делать

Подверженность влиянию сверстников, неоправданная агрессия, рискованные поступки, появление вредных привычек — эти и другие проблемы переходного возраста знакомы многим родителям. Однако мало кто знает, в чем кроется причина. Объяснение дает нейробиология. Оказывается, импульсивное поведение подростка связано с естественным развитием мозга в этот период жизни. Как же тогда действовать взрослым? Ведь нет смысла ругать ребенка за то, что он неспособен контролировать.

Современные подростки: от 10 до 25
Да-да, не удивляйтесь. Сегодня переходный возраст длится в три раза дольше, чем в середине XIX века. Статистика показывает, что половое созревание у современных детей начинается намного раньше, при этом они вступают в самостоятельную взрослую жизнь гораздо позже. В итоге подростковый период составляет примерно 15 лет!
Не торопитесь сетовать на инфантильность нынешней молодежи. Взгляните на сложившуюся ситуацию по-другому. Дело в том, что мозг подростка обладает невероятной пластичностью, то есть способностью меняться под воздействием внешнего мира. В этот период гораздо легче учиться, а также развивать и совершенствовать самые разные навыки. Потенциал начинает угасать, когда человек перестает ставить себя в ситуации интеллектуального вызова, переходит к упорядоченной и рутинной жизни взрослого человека.
Как меняется мозг подростка
Важно понимать, какие области мозга наиболее пластичны в переходном возрасте. В этот период особенно активно развиваются лимбическая система, отвечающая за эмоции и ощущение удовольствия, а также префронтальная кора, от которой зависит способность человека к проявлению самоконтроля.
И если область мозга, отвечающая за самоконтроль, у подростка еще недостаточно окрепла, то лимбическая система под воздействием половых гормонов, напротив, очень активна. Именно из-за этого разрыва ребенок постоянно ищет новых ощущений, совершает рискованные поступки и проявляет чрезмерную эмоциональность, не думая о последствиях.
У подростков лимбическая система и префронтальная кора головного мозга чрезвычайно восприимчивы к стимулированию, но в то же время очень уязвимы для негативного воздействия. В этом возрасте умение контролировать себя во многом зависит от окружающей среды.
Вот почему стресс, усталость или плохая компания могут привести к катастрофе. Подобные условия ослабляют у тинейджера способность к саморегуляции. Это истинная причина, по которой подростки занимаются незащищенным сексом, прогуливают учебу, нарушают закон, бросают работу и так далее. Они прекрасно понимают, чем чревато такое поведение, но им трудно сопротивляться желанию получить немедленное вознаграждение.
Кроме того, центр удовольствия, расположенный внутри лимбической системы, у подростков более восприимчив к воздействию алкоголя, никотина и кокаина. И это одна из причин, по которой тинейджеры особенно легко попадают в зависимость от таких веществ.
Ощущения кажутся особенно приятными в первой половине подросткового возраста (между началом пубертатного периода и 16 годами или около того). Поэтому дети всеми силами стремятся к тому, что несет им положительные эмоции. Конечно, в любом возрасте человека влечет к тому, что доставляет удовольствие, однако тинейджеры зачастую даже подвергают себя опасности ради получения потенциального вознаграждения.
Что же делать родителям? Во-первых, необходимо оградить подростка от негативного влияния, которому человек так подвержен в этот период жизни. Во-вторых, нужно научить ребенка эффективно и последовательно пользоваться «тормозной системой», отвечающей за саморегуляцию.
Саморегуляция — залог успеха
Человек постоянно оказывается перед выбором: потратить деньги сегодня или отложить их на пенсию, пойти кутить с друзьями в ночь перед экзаменом или остаться дома и готовиться, нарушить диету ради соблазнительного десерта или удержаться от искушения и хорошо выглядеть на пляже через несколько недель. У каждого из нас есть склонность к тому или иному типу поведения. Часть людей относится к той группе, кто способен отложить удовольствие на потом, а часть — к той, кто с этим не справляется.
Как показывают многочисленные исследования, именно сила воли, упорство, умение контролировать собственные эмоции, мысли и поведение позволяют человеку добиться успеха в жизни, а вовсе не талант или незаурядный интеллект.
При этом развить способность к саморегуляции проще всего в подростковом возрасте, когда префронтальная кора головного мозга еще сохраняет высокую пластичность. Если поместить подростка с импульсивным поведением в условия, требующие от него развития самоконтроля, эффект будет налицо. Задача родителей — создать дома такие условия.
Автор:
Лоуренс Стейнберг, профессор психологии.
Отрывок из книги «Переходный возраст» издательства МИФ: https://goo.gl/RMhG0q
Если вам понравилась публикация, вы можете присоединиться к  проекту для родителей и получать ещё больше полезных материалов бесплатно: https://goo.gl/AKJBzv